ФГУП "Федеральный центр
двойных технологий "Союз"

предприятие основано в 1947 году

Россия, 140090, М.О., г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 42
Тел.: (495) 551‑76‑00; Факс: (495) 551‑11‑44
www.fcdt.ru, e-mail: soyuz@fcdt.ru

Новости предприятия

Рассказывать о выдающихся ученых и конструкторах вправе лишь те, кто непосредственно работал и общался с ними. 19 августа этого года доктору технических наук, профессору, члену-корреспонденту АН СССР, лауреату Ленинской и Государственной премий, кавалеру орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Вадиму Владимировичу Венгерскому исполнилось бы 90 лет. Но трагическая случайность оборвала жизнь этого талантливого ученого и замечательного человека: 14 июля 1989 года в возрасте 57 лет В.В. Венгерского, стоявшего на обочине Ярославского шоссе и разговаривавшего с дочерью, насмерть сбила пронесшаяся с огромной скоростью «Волга», за рулем был уснувший водитель. В 2002 году на заседании Учёного совета, посвященном памяти ученого и 70-летию со дня рождения Вадима Владимировича, кандидат технических наук Валерий Наумович Эйхенвальд прочитал свой доклад о жизни и деятельности В.В. Венгерского. Сегодня мы приводим выдержки из выступления двадцатилетней давности.

– Вклад члена-корреспондента Академии наук Вадима Владимировича Венгерского в дело становления и развития отечественного двигателестроения и ракетостроения в целом трудно переоценить. Круг его научных интересов был настолько широким и разнообразным, что одно только их перечисление потребовало бы значительного времени. Это и вопросы внутренней баллистики, и теории внутрикамерных процессов, и создание методологии разработки зарядов, двигателей и установок, использующих энергию твёрдого ракетного топлива, и создание принципиально новых схем двигателей с зарядами составной конструкции. Нельзя не сказать о таком важном направлении, как создание систем миномётного старта, без которых невозможна была бы концепция подвижных грунтовых ракетных комплексов, а также разработка эффективных способов запуска ракет морского базирования и жидкостных ракет шахтного базирования. Такие вопросы, как разработка корпусов ракетных двигателей из композиционных материалов, армирующих волокон, термостойких связующих, лёгких теплозащитных и эрозионностойких материалов, создание нового уникального оборудования для изготовления таких корпусов также входили в сферу его деятельности. Под его руководством и при его участии проводились работы по прямому преобразованию энергии твёрдого топлива в электрическую с созданием импульсных МГД-генераторов.

Говорить о Вадиме Владимировиче одновременно и легко, и сложно. Легко, потому что около 3-х лет были рядом, встречались практически ежедневно, не один пуд соли съели в различных ситуациях, в том числе и непростых, порой экстремальных. А их, к сожалению, было немало. Возникали они, в основном, на полигонах Министерства обороны, в испытательных центрах, на серийных заводах, на заседаниях аварийных комиссий.

А сложно потому, что он был неординарной, многогранной личностью с таким широким спектром научных, инженерных и других интересов, что иногда было трудно понять, как на всё это хватает у него времени и энергии.

После окончания с золотой медалью средней школы в Ташкенте он поступил в один из наиболее престижных вузов того времени – МВТУ им. Баумана или, как он любил говорить, «училище»…

По распределению он поступил в НИИ-125 (ныне ФГУП «ФЦДТ «Союз» – прим. автора) – институт, специализирующийся на создании порохов и зарядов на их основе. С самого начала своей деятельности он работал по тематике НИИ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (ныне – Московский институт теплотехники), разрабатывал системы «Марс», «Филин» и другие. Это были серьезные для того времени системы, обеспечивавшие доставку к цели специальной боевой части.

Практика выполнения опытно-конструкторских работ в те годы была несколько иной по сравнению с последующим периодом. Упор делался на химию порохов, на технологические аспекты изготовления зарядов. Да и специалисты в области отработки зарядов были, в основном, химиками по образованию, выпускниками химико-технологических вузов.

Молодого специалиста В.В. Венгерского не устраивала практика создания зарядов на основе рекомендованных головной организацией конструктивных форм, методов отработки, видов испытаний и так далее. Он добивался большей самостоятельности в выполнении расширенного объема проектных работ, проведения оптимизационных оценок, что практически не имело места в НИИ-125 в те годы. Он и группа его коллег – выпускников Бауманского училища, МАИ, Ленинградского Военмеха – успешно стали внедрять эти новые подходы в опытно-конструкторском направлении НИИ-125.

Но в полной мере талант исследователя и конструктора В.В. Венгерского проявился в процессе проведения работ по комплексу «Темп-С». Директор института Б.П. Жуков назначил 30-летнего начальника лаборатории В.В. Венгерского заместителем главного конструктора по этой важнейшей для института в те годы теме.

 В это время в Европе ускоренными темпами ставятся на боевое дежурство комплексы «Першинг-1А», и в качестве ответной меры НИИ-1 должен был обеспечить сдачу в эксплуатацию и поступление в войска оперативно-тактического комплекса «Темп-С» с твёрдотопливной ракетой увеличенной дальности. Отработка зарядов к этому комплексу, проводимая НИИ-130, за три года не дала устойчивой работы заряда. И в 1962 году недавно назначенный директор НИИ-1 А.Д. Надирадзе вышел с предложением к министру С.А. Звереву – поручить разработку зарядов и корпусов маршевых ступеней этой ракеты специалистам НИИ-125. В мае 1962 года выпускается техническое задание на эту работу, небывало высокими темпами ведется проектная разработка, готовится технологическая оснастка, осуществляется подготовка производства. И всё это без ущерба качеству, надежности и эффективности изделия. Таких темпов работы и внедрения новых принципов институт ещё не знал. Достаточно сказать, что для выбора оптимальной конструктивной формы зарядов было детально проработано около 160 вариантов. И всё это практически вручную, так как возможности единственной ЭВМ «Урал» были более чем скромными. В кратчайший срок была организована слаженная работа большого числа подразделений, задействованных в этой работе. И в этом заслуга В.В. Венгерского и его заместителя Н.И. Фёдорова. Уже через полгода прошли два натурных испытания двигателя с четырёхтонными зарядами. От них зависела судьба машины. И вот в канун Нового года, 27 и 29 декабря 1962 года, на стенде Софринского научно-испытательного полигона (ныне – институт «Геодезия») проходят эти испытания. Звучит «ура» – результат положительный. Я хорошо помню, как отмечалось это событие бригадой наших специалистов. И я думаю, ни один моралист, даже самый ортодоксальный поборник трезвого образа жизни, не нашёл бы слов осуждения для руководителя бригады В.В. Венгерского за то, что он дал команду водителю нашего старенького полигонного «газика» остановить машину у гостеприимной двери маленького сельского магазина в деревне Царёво Пушкинского района.

Я полагаю, мне позволительно будет сказать доброе слово об этой маленькой географической точке на карте Московской области. В этом месте, расположенном рядом с Красноармейском, традиционно было принято отмечать результаты испытаний. Этой традиции уже несколько десятков лет. В этом месте останавливались С.П. Королёв со своими заместителями И.Н. Садовским и И.О. Охапкиным, А.Д. Надирадзе и Б.Н. Лагутин, М.К. Янгель, В.И. Кукушкин, Б.П. Жуков и Л.Н. Лавров. Не один раз бывал здесь вместе с нами и Вадим Владимирович.

После этих испытаний велась интенсивная огневая стендовая отработка двигателей этой ракеты. Таких темпов я не помню за все последующие 40 лет работы. Практически за один год был проведён весь объём испытаний, достаточный для выдачи заключения о допуске двигателей к этапу лётных пусков. И здесь начинается новая страница в творческой судьбе В.В. Венгерского. Вообще, этот заключительный этап лётных испытаний является итоговым, наиболее важным в процессе создания ракетного комплекса. Именно здесь впервые проверяется в составе изделий работа всех узлов и агрегатов, которые отрабатывались отдельно. Большая ответственность ложится на плечи технического руководства испытаниями, так как решения приходится принимать на месте, когда нет рядом специалистов по тем или иным конкретным вопросам. Приходится самому на месте считать, прикидывать, выпускать нужные документы, справки. А для этого нужно досконально знать своё дело. И таким специалистом был Вадим Владимирович…

В конце 1965 года вышло постановление о принятии комплекса «Темп-С» на вооружение. В 1966 году заместитель главного конструктора В.В. Венгерский стал лауреатом Ленинской премии. Ему тогда было 34 года.

Став заместителем директора ЛНПО «Союз» по ОКР, Вадим Владимирович возглавил проектные исследования по выработке концепции создания подвижного грунтового комплекса «Темп-2С»…

Много внимания уделял заместитель генерального директора ЛНПО «Союз» по ОКР В.В. Венгерский проблеме создания нового комплекса «Тополь»…Все работы по «Тополю» были выполнены при самом активном участии и руководстве Вадима Владимировича, вплоть до постановки на производство и поставки в войска.

Под руководством Вадима Владимировича были разработаны двигательные установки «Зенит», «Бион», «Янтарь» и ряд других установок для торможения и спуска на Землю полезных грузов. И сегодня эти установки используются для выполнения народнохозяйственных задач…

У В.В. Венгерского были большие планы и много задумок. Он очень хотел добиться внедрения вероятностного подхода к оценке напряженно-деформированного состояния заряда и выработке требований к физико-механическим характеристикам топлива…

Несколько слов я обязан сказать о его прекрасных человеческих чертах – внимание и уважение к людям, простота и доступность, невероятная коммуникабельность. Всё это отмечали те, кто был с ним знаком. Он обладал потрясающим чувством юмора и мог разрядить обстановку и на совещаниях, и у Б.П. Жукова, и у В.В. Бахирева, и на встречах с другими руководителями…

Он любил театр, особенно Таганку. Старался бывать на большинстве спектаклей Ю. Любимова 1960-1970 гг. Очень любил творчество В. Высоцкого. Коллекционировал записи его песен.

…Я счастлив и благодарен судьбе за то, что знал В.В. Венгерского и выражаю свои чувства со словами признательности в память о крупном отечественном учёном и конструкторе, патриоте и гражданине – Вадиме Владимировиче Венгерском.

 Материал подготовил

Виталий Крищенко

Лента новостей

04-10-2022
Новости предприятия
10 сентября в Дзержинском состоялся традиционный праздник - День города. Жители  стали собираться в колонны...
04-10-2022
Новости предприятия
03-10-2022
Новости предприятия
Можно ли сегодня заглянуть в будущее предприятия и спрогнозировать наиболее эффективный путь его развития...
03-10-2022
Новости предприятия
В 1947 году завод № 512, являвшийся предшественником нынешнего ФГУП «ФЦДТ «Союз», был преобразован в...
03-10-2022
Новости предприятия
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности наряду с...