Кто такой инженер? Как утверждает Википедия, инженер – это специалист-изобретатель, который создает или совершенствует технические механизмы. Профессия насчитывает уже несколько сотен и даже тысяч лет. К величайшим известным инженерам относятся Архимед, Леонардо да Винчи, русские изобретатели Иван Кулибин, Иван Ползунов, Владимир Шухов, Сергей Королев, и череда гениальных технарей никогда не иссякнет.
Как работает инженер: все просто– придумал, спроектировал, испытал – заработало! Итак, есть инженер-конструктор – специалист, который проектирует схемы деталей и механизмов, а также участвует в процессе их производства, сборки и тестирования, инженер-проектировщик проектирует целые строительные объекты или отдельные системы коммуникации (например, водоснабжение, отопление, телефония и интернет, электрификация объектов). Инженер-испытатель – технический специалист, который проводит испытания новых машин, техники, оборудования или отдельных компонентов и дает рекомендации по доработке изделия.
Инженер-строитель – специалист, который занимается проектированием, возведением и ремонтом зданий и сооружений, мостов и дорог, а также планированием, организацией и координированием строительных работ.
Инженер-робототехник, мехатроник разрабатывает архитектуру и вводит в эксплуатацию роботов, приборы и сложные робототехнические системы. Инженер-технолог – это специалист, который организует производственный процесс. Инженер-энергетик занимается проектированием и эксплуатацией систем теплового и энергетического обеспечения.
Сервисный инженер – специалист, который занимается установкой, обслуживанием и ремонтом механизмов.
Профессия «инженер» становится синонимом «технического специалиста», поэтому среди инженерных специальностей есть и инженеры-химики, инженеры по безопасности, QA-инженеры – это тестировщики программного обеспечения. Перечень инженерных профессий можно продолжать. Самое интересное, что на нашем предприятии задействованы почти все перечисленные инженерные профессии.
Кто же их готовит? Раньше еще в школах развивали в детях техническую жилку учителя труда, в клубах юного техника работали воспитатели-энтузиасты, готовили специалистов ПТУ, техникумы и технические вузы. И везде молодежь учили творить, усовершенствовать имеющиеся механизмы, оборудование, быть рационализаторами, изобретателями.
Готовить будущих шуховых и королевых в системе образования Российской Федерации сегодня призваны специализированные профориентированные классы. Целью их создания является подготовка выпускников школ, которые обладают необходимыми компетенциями, нацелены на получение качественного образования и способны эффективно применять полученные фундаментальные знания, готовы стать современными инновационными инженерами, стремящимися к непрерывному образованию в области высокотехнологичного производства.
Один из первых таких предпрофильных технологических классов с углубленным изучением точных наук с начала этого учебного года открылся в нашем городе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №6 «Парус». В отличие от профильных классов, в которых школьники углубленно изучают некоторые предметы и получают академические знания, в предпрофильных, помимо этого, школьники дополнительно посещают практико-ориентированные курсы, где знакомятся с основами будущей профессии. На первое занятие предпрофильного класса в качестве спикеров были приглашены представители нашего предприятия – инженер-технолог 1-й категории сектора 145, аспирант 4 курса Никита Игоревич Шумихин и я как ведущий инженер по подготовке кадров отдела управления персоналом.
Молодой ученый Н.И. Шумихин поздравил девятиклассников – будущих инженеров, программистов и химиков – с началом нового 2021-2022 учебного года, пожелал успехов и рассказал о том, как сам пришел в науку. Обладая высокой мотивацией к обучению, незаурядными способностями к химии, обучаясь в лицее с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла, а также будучи неоднократным победителем предметных олимпиад по химии, Н.И. Шумихин выбрал карьеру учёного-химика. В 2018 году он успешно окончил Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева по специальности «химическая технология», а затем продолжил путь учёного, поступив на работу и в аспирантуру ФЦДТ «Союз».
Благодаря знаниям, полученным в вузе, опыту, приобретенному на нашем предприятии, а также эрудиции и активной жизненной позиции, Н.И. Шумихин стал примером современного учёного, который готов к постоянному личностному и профессиональному росту.
Девятиклассники с неподдельным интересом слушали аспиранта, так как его рассказ лишний раз убеждал их в том, что быть учёным, инженером или конструктором в нашей стране в настоящее время весьма престижно и интересно.
В свою очередь я рассказала старшеклассникам об уникальности нашего предприятия, его историческом значении в производстве боеприпасов в годы Великой Отечественной войны, в том числе для реактивной установки БМ-13, прозванной в народе «Катюшей», а также о современном вкладе предприятия в дело укрепления обороноспособности страны.
Чтобы более подробно ознакомиться с нашим предприятием, я предложила обучающимся определить место и время проведения бесед, а также экскурсий в ФЦДТ «Союз». Предполагается также, что в ходе предстоящих родительских собраний папы и мамы или другие законные представители детей смогут узнать о перечне вузов, которые готовят специалистов для работы в ФГУП «ФЦДТ «Союз», и возможности поступления их воспитанников в вышеуказанные вузы по целевому направлению от предприятия. Старшеклассники также ознакомились с социальными гарантиями, которые предоставляются молодым специалистам, поступающим на работу в ФЦДТ «Союз».
Елена Белозёрова, ведущий инженер по подготовке кадров
отдела управления персоналом