После смягчения карантинных ограничений, увлеченные туристским потоком, мы компанией отправились в десятидневный тур по Карелии – краю озер, рек, лесов, исторических памятников и великих святынь. Среди них есть такие, которые должен посетить, наверное, каждый: острова Кижи, Валаам, Соловки с их музеями-заповедниками, соборами и монастырями – три главные православные достопримечательности Карелии.
По прибытию поезда «Москва – Петрозаводск» на перрон мы пересели в комфортабельный автобус, и начался наш тур под названием «Жемчужное ожерелье Карелии». Первым из городов Карелии мы познакомились с Петрозаводском – её столицей, городом, заложенным Петром I, портом пяти морей, расположенным на берегу второго по величине в Европе пресного водоема – Онежского озера.
Из всего многообразия впечатлений после продолжительной обзорной экскурсии запомнилась набережная города и шунгитная фабрика.
Набережная – визитная карточка Петрозаводска, ставшая музеем под открытым небом. Города-побратимы Петрозаводска всю его набережную украсили разнообразными памятниками, а композиция «Рыбаки» из американского города Дулута не раз попадала в списки самых необычных в мире памятников.
Карелия – страна скал и камня, и поэтому наша обзорная экскурсия в Петрозаводске завершилась на фабрике, где мастера делают красивые сувениры из уникального камня – шунгита. Шунгит является природным минералом с лечебными свойствами, которые ученые объясняют особым строением его молекул. Контакт воды с шунгитом приводит к образованию водно-минерального раствора, обладающего целебными свойствами, по сути, готового лекарства, созданного самой природой.
В посещение фабрики входила также медитация под расслабляющую музыку в шунгитовом гроте – полностью изолированной шунгитом комнате, где этот природный минерал оказывает на организм благотворное воздействие и заряжает его энергией.
Объехав памятные места города на экскурсионном автобусе, начинаешь понимать, что Петрозаводск – город с большой историей, с национальным карелофинским колоритом, город уютный, зеленый с чистейшим воздухом на берегу огромного красивого озера
Только благодаря тому, что белые ночи в Петрозаводске белее, чем в Петербурге, и почти половину лета здесь светло круглые сутки, нам удалось полностью выполнить дневную культурную программу, заселиться в гостиницу и поужинать.
Во второй день тура нам предстояло путешествие к вепсам – одному из малочисленных коренных народов России. По всей России представителей этой национальности осталось всего около шести тысяч, причем половина вепсов живет в Карелии.
Издревле этот народ упоминался в русских летописях как «весь» или «чудь». Воины «весь» принимали участие в походах дружины князя Олега на Смоленск, Киев, Царьград.
Сейчас потомки древнего племени живут в Вепсской национальной волости на южном берегу Онежского озера. Центр волости – старинное село Шелтозеро, расположенное в 80-и километрах от Петрозаводска.
Чтобы познакомиться с культурой этого народа, мы заглянули в Шелтозерский вепсский этнографический музей. Музей расположен в старинном двухэтажном крестьянском доме: сени, кухня, комнаты, скотный двор – все это представлено с предметами быта, воссоздано из собранных антикварных вещей.
Приятным дополнением к экскурсии по музею стало выступление Вепсского народного хора, который исполнил вепсские народные песни и танцы, реконструированные на основе старинных традиций.
Пообедав, от гостеприимных вепсов мы отправились на единственное в мире месторождение малинового кварцита – на Шокшинский карьер. Элементы из малинового кварцита использовались при отделке Зимнего дворца, Исаакиевского и Казанского соборов, Московского Кремля. Из этого минерала изготовлен саркофаг Наполеона в Париже.
Малиновый кварцит в четыре раза тверже гранита, поэтому его добыча и обработка невероятно сложны, зато результат никого не может оставить равнодушным, ведь отполированные изделия сохраняют свой блеск на протяжении столетий.
В третий день тура быстроходное судно на подводных крыльях «Комета» домчало нас мимо островов и заливов, по заонежским шхерамлабиринтам до острова Кижи.
Расположенный на острове музей-заповедник «Кижи» является центром традиционной крестьянской культуры Русского Севера и одним из крупнейших и известнейших в России музеев-заповедников под открытым небом.
Экскурсионная программа по музею-заповеднику включала в себя посещение Покровской церкви и этнографических экспозиций в крестьянских домах.
Многие годы ученые и мастера деревянного зодчества тщательно и кропотливо собирали и реставрировали здесь памятники архитектуры и иконописи, а также предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий. Часовни и крестьянские дома перевозили сюда со всей Карелии.
Главным сокровищем заповедника, являющегося шедевром русского деревянного зодчества, стал Кижский архитектурный ансамбль, имеющий 300-летную историю. Он включает в себя величественную двадцатидвухглавую Преображенскую и десятиглавую Покровскую церкви, а также стройную шатровую колокольню и церковную каменную ограду.
Когда лучи солнца падают на деревянную кровлю куполов церквей, а ты смотришь на них под определенным углом, то они начинают светиться, как будто покрыты серебром.
Сотни тысяч туристов со всего мира приезжают на остров полюбоваться ансамблем этих деревянных церквей XVIII века – объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Остров Кижи – место, где культура, история и православие переплетаются в одно целое. Увидеть Кижи – значит, увидеть частичку настоящей Карелии.
На четвертый день путешествий нас ждало Северное Приладожье – еще один удивительный природный кладезь Карелии. И если Заонежье находится на берегу второго по величине озера в Европе – Онежском, то Приладожье украшает первое самое крупное озеро в Европе – Ладожское. В давние времена местные жители говорили – батюшка Онего и матушка Ладога.
Далее наш автобусный маршрут прошел через Долину Героев, которую местные жители зовут долиной смерти. Здесь за время Зимней войны с Финляндией 1939-1940 годов, длившейся чуть более 3-х месяцев, погибли и пропали без вести от 130 до 165 тысяч советских воинов и около 27 тысяч финнов.
Через 240 километров пути мы увидели Тохминские водопады – место съемок известного фильма «А зори здесь тихие…» и побродили по экологической тропе с её мостиками, подвешенными прямо над водопадами.
Очередная точка маршрута – мраморный каньон Рускеала, природный памятник индустриального наследия России. Добыча мрамора в каньоне была начата во времена Екатерины II для украшения Исаакиевского собора, Мариинского дворца и продолжилась в советское время, когда мрамор из Рускеала потребовался для облицовки двух станций петербургского метро – Ладожской и Приморской.
Сочетание природы Карелии и деятельности человека придали этим карьерам удивительно живописный вид.
Пешеходная экскурсия в горном парке Рускеала проходила по экотропе протяженностью около 2-х километров со множеством панорамных площадок, с которых открываются живописные виды на каньон. Запоминающиеся фото получились на фоне гладких полосатых стен Итальянского карьера. По экотропе также можно пройти через сквозную пещеру – штольню, где открываются секреты добычи мрамора, когда горнодобытчики уходят под землю.
Подземная Рускеала – это экскурсия по таинственным рукотворным лабиринтам мраморных штолен к Большому колонному залу и Подземному озеру. Динамическая художественная подсветка мраморных стен и колонн, звучащие рунические карельские напевы и современная фортепьянная музыка, удивительные акустические эффекты подземелья помогают погрузиться в сказочную атмосферу подземного царства и прикоснуться к тайнам карельских мраморных глубин.
Затем, переполненные впечатлениями, мы переехали в город Сортавала, который уютно расположился на северо-западном берегу Ладожского озера. Город был основан в 1632 году шведами. В XVI – XVII веках в ходе бесчисленных войн Сортавала переходил из рук в руки. Бурное экономическое развитие пришлось на российские годы, но основную застройку города начали финны, которые открыли железную дорогу и пароходное сообщение с островами и Санкт-Петербургом. Благодаря исторической эстафете в архитектуре смешались скандинавские и русские мотивы, и, проходя по старой части города, будто попадаешь в Европу XIX – XX веков.
В конце дня перед ужином для всех желающих туристов проводился вечерний мастер-класс по калиткам – национальному карельскому блюду. В Финляндии калитками называют «karjalan piirakka», что означает «карельские пирожки». Калитки выпекают из ржаного пресного теста с различными начинками.
Поужинав, мы переночевали в гостинице в городе Питкяранте.
На пятый день знакомства с Карелией мы снова оказались на «Комете», но на этот раз отплывали из г. Сортавала, и нас встречали не онежские, а ладожские шхеры с их бухтами, проливами, скалами, островами и прибрежным лесом, а впереди нас ожидал святой остров Валаам.
Ладожское озеро – это почти море, и в нем, единственном пресноводном водоеме России, водятся нерпы – небольшие черные тюлени.
Природа словно специально создала остров Валаам подальше от цивилизации. Если Кижи были тесно связаны с берегами и близлежащими деревнями, то Валаам другой, он словно создан для монашеского одиночества и уединения.
По прибытии в Монастырскую бухту Валаама мы в сопровождении экскурсовода прошли по центральной усадьбе монастыря и посетили Спасо-Преображенский собор, где находятся мощи святых преподобных Сергия и Германа — основателей обители. Во время небольшого отдыха от пешеходной экскурсии для нас спели певчие мужского ансамбля «Валаам». После красивого церковного песнопения мы зашли на теплоходе в Никоновскую бухту.
Последовавшая далее экскурсия «Новый Иерусалим» открыла неизвестные нам страницы истории острова. Мы посетили Воскресенский скит, затем по лесной дороге прогулялись до рукотворного Гефсиманского сада, где расположен Гефсиманский скит с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы. Закончилась экскурсия на Елеонской горе, с которой открывается один из самых живописных видов на Ладогу.
Валаам лечит тело и душу, здесь спокойно, умиротворенно и можно отдохнуть от повседневной суеты, именно поэтому, наверное, здесь часто бывают президент Владимир Путин и патриарх Кирилл.
Из Никоновской бухты на быстроходном судне «Метеор» мы вернулись в город Сортавалу.
В Сортавале мы побывали в доме-музее художника и резчика по дереву Кронида Гоголева, познакомились с экспозицией его картин, выполненных в манере резьбы по дереву, скорее напоминавшие нам картины в формате 3D.
Тема русского Севера, его выразительная природа, простые люди, их быт и праздники – все это было отображено в творениях художника.
После музея программа дня была завершена, и мы вернулись на автобусе в Петрозаводск в гостиницу.
Чтобы немного переключиться и набраться новых впечатлений, на шестой день организаторы тура устроили нам сплав по реке Шуя недалеко от Петрозаводска. Шуя – одна из главных рек Карелии: где-то тихая, умиротворенная с разливами и островами, где-то бурная, капризная, с порогами и мощным течением.
После инструктажа по технике безопасности и выдачи снаряжения: спасательных жилетов, касок и весел, мы забрались в рафты – большие надувные лодки-плоты, и начали сплав протяженностью примерно 8 км. Мы, правда, немного промокли, когда по пути преодолевали три небольших порога, зато какие эмоции испытали, какие красивые живописные леса увидели по берегам!
После сплава и переодевания нас ждал пикник – обед по-таежному, который был приготовлен на костре. И это была уже совсем другая по вкусу еда. После обеда как-то само собой кто-то взял в руки гитару, и зазвучали традиционные туристские песни.
Возбужденные и пропахшие дымом костра мы вернулись в Петрозаводск в гостиницу.
Продолжение в следующем номере.
Впечатлениями поделился О.В. Анохин.