ФГУП "Федеральный центр
двойных технологий "Союз"

предприятие основано в 1947 году

Россия, 140090, М.О., г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 42
Тел.: (495) 551‑76‑00; Факс: (495) 551‑11‑44
www.fcdt.ru, e-mail: soyuz@fcdt.ru

Новости предприятия

О городе Дзержинском есть немало публикаций, статей, исследований, изложение которых здесь вряд ли целесообразно. Если сказать очень коротко, то его родоначальником является монастырь, основанный в 1380 году. Именно в этом месте великому князю Дмитрию Донскому явилась икона Святителя Николая Чудотворца, укрепившая князя верой и надеждой на успех, и он произнес: «Сия вся Угреша сердце мое» («Это все согрело сердце мое»).

В 1981 году рабочий поселок получает статус города районного подчинения Московской области. Его градообразующим предприятием является закрытый НИИ, основанный в 1947 году в системе Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Сотрудники знали истинное название института – НИИ­-125, остальные – как предприятие п/я 14. Попасть туда на работу было непросто, хотя зарплата не поражала воображение, да и слухи ходили, что производство весьма опасное.

Но с конца пятидесятых годов картина изменилась. В связи с ростом научных исследований и объемов производства в поселок в большом количестве стали прибывать выпускники самых известных и престижных ВУЗов страны. В первую очередь это Московский химико­-технологический институт им. Д.И. Менделеева, Московский институт химического машиностроения, Институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, Московский энергетический институт, МВТУ им. Н.Э. Баумана, Московский авиационный институт, Московский авиационный технологический институт, Московский инженерно-­физический институт, Московский физико­-технический институт, Ленинградский военно­-механический институт, Ленинградский технологический институт им. Ленсовета, Ленинградский, Томский и Московский государственные университеты, Ленинградский, Киевский, Томский, Пермский, Самарский политехнические институты, Тульский механический институт и многие другие. Как правило, на работу в НИИ­-125 направлялись лучшие выпускники этих вузов. Ведь было заманчиво попасть на работу практически в Москву в те пятидесятые­-шестидесятые годы, получив в паспорте заветный штамп «Прописан  – Москва. ЛСЗ (лесозащитная зона)». А это означало – ты полноправный москвич, живешь в городе с улучшенными, по сравнению с другими регионами, условиями. Да и работа в НИИ интересная и с хорошей перспективой получения серьезного научного и практического опыта. Лучшие театры страны, концертные залы, спортивные мероприятия высшего уровня – все это было магнитом для счастливых выпускников, направляемых в НИИ­-125.

Естественно, были серьезные проблемы с жильем. Молодых специалистов селили в полуподвальных помещениях, двух­- и трехкомнатных квартирах с проживанием в каждой комнате по 2­-3, а то и по 4 человека. Это и знаменитый «чудильник», и известный дом 2 на ул. Бондарева, . Это и знаменитое общежитие – «красный дом» № 8 по ул. Дзержинского. Именно в нем прожили первые 5-­8 лет З.П. Пак, Р.К. Кузьмин, А. Е. Заболотный, автор этих строк и многие другие специалисты. После мытарства в холодной комнате частного дома в деревне Денисьево, съем которой оплачивала Дзержинская больница по месту работы жены, комната 12 м2 в теплом доме с пятью соседями, являлась вполне комфортным жильем. Ну об этой квартире в «красном доме» мы еще вспомним.

В 1958 году началось строительство крупнейшей в Европе ТЭЦ-­22. В посёлок стал прибывать народ: строители, монтажники, большое количество опытных ИТР. Селились они в основном в микрорайоне строителей ТЭЦ­-22, который и до сегодняшнего дня именуется как «ТЭЦ».

Таким образом, за счет массового прибытия в подмосковный рабочий поселок Дзержинского большого числа молодых людей с высшим образованием, лучших выпускников престижных вузов страны, многие из которых имели красные дипломы, в городе сформировался мощный интеллектуальный костяк. И, как следствие, в городе стали происходить события, характеризующие его, как передовой культурный центр с элементами свободомыслия. Вот несколько примеров.

В начале шестидесятых годов в среде творческой интеллигенции все чаще стало упоминаться имя молодого художника Ильи Глазунова, отличавшегося своей самобытной техникой, не во всем следовавшей современным канонам соцреализма. Его «не выставляли», никаких выставок, вернисажей (все это придет позже) – только узкий круг людей, видевших его полотна, мог оценить степень его таланта.

И вот у них появляется мысль организовать такую неофициальную, без широкой огласки, выставку картин И. Глазунова, эдакий «underground» с персональным приглашением специалистов (художников) и знатоков. Место проведения этого мероприятия не должно было быть в центре Москвы и не должно было быть особенно людным. Предложение одного из «членов» круга единомышленников Ю. Гладкова: «Показ надо организовать в поселке Дзержинского около Люберец». Несколько слов о Ю. Гладкове. Фронтовик, воевавший в свои 12-­14 лет «сыном полка», затем окончивший юрфак МГУ и ставший следователем по особо важным делам Прокуратуры РСФСР, он тесно дружил с такими людьми как сценарист А. Макаров, режиссер А. Тарковский, крупный юрист Л. Кочарян (племянник мастера художественного слова С. Кочаряна) и другими. Позже к ним присоединился совсем юный десятиклассник, а затем и студент Владимир Высоцкий. Их встречи проходили в квартире на Большом Каретном. И именно о ней поется в известной песне Владимира Семеновича: «А где мой черный пистолет? На Большом Каретном». Пистолет действительно был черный, служебный. Об этом мне лично рассказывал Ю. Гладков, близкий родственник наших друзей Киры и Виктора Решетняков, с которыми мы раньше жили в одной коммуналке «красного дома», а потом часто бывали в одной компании с Ю. Гладковым.

Сам Ю. Гладков был племянником В.И. Гладкова, начальника отдела НИИ-­125, лауреата Государственной Премии СССР, крупного специалиста в области оборудования производств специальной технической химии. Поэтому младший Гладков часто бывал в поселке, знал его хорошо и считал его вполне приемлемым для организации и проведения мероприятия. На том и порешили. Картины привезли, их было немного, и на день их разместили в длинном коридоре коммуналки «красного дома», где проживали семьи Решетняков, Заболотных и наша. Выставка прошла во Дворце культуры «Вертикаль», который сегодня снесен. Те, кто был оповещен об этом, побывали на выставке и должным образом ее оценили.

Конечно, позже, в середине шестидесятых, появился кубинский цикл работ И. Глазунова, его иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского и знаменитая выставка в Манеже, где стояли в очереди в холод по несколько часов. Сегодня имя Ильи Глазунова известно каждому культурному человеку. Но первая, пусть неофициальная, выставка прошла все же в Дзержинском.

В качестве второго примера, подтверждающего неординарный статус города, можно привести несколько выступлений в Дзержинском артистов легендарной Таганки с отрывками из спектаклей, поставленных Ю.П. Любимовым.

В этот период начала середины шестидесятых после постановки Юрием Петровичем в 1963 году спектакля «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта театр приобрел феерическую популярность. Попасть на его спектакли было невозможно. Люди прилетали издалека, даже из Сибири, чтобы попасть на эти спектакли. Я не раз убеждался в этом, когда сидящий рядом сосед говорил, что он прилетел на пару дней из Красноярска или Тюмени специально на «Гамлета» с В. Высоцким или «Мастера и Маргариту». Выход на станции метро «Таганская» (а их было два) был затруднен, так как толпы желающих буквально атаковали выходящих из вагонов: «Нет ли лишнего билетика?» И вот на таком пике популярности организовывались выездные бригады актеров театра с отрывками из лучших спектаклей и не куда­-нибудь, а в небольшой поселок Дзержинского районного подчинения. А кто приезжал? Это и В. Высоцкий, А. Демидова, Б. Хмельницкий, Л. Филатов и другие.

Высоцкий приезжал всегда на машине молодого выпускника «Щуки» (Щукинского училища) – на престижном тогда «Москвиче­-403» Леонида Ярмольника, что свидетельствовало об успешном материальном благополучии его родителей. Выходя из машины, Владимир Семенович всегда брал с собой какую-­то коробку с футляром, ставил ее на сцене на столик, снимал крышку и перед зрителями являлся макет театра, который символизировал единение выездной бригады и основной труппы. Я не знаю подробностей организации этих выездов, но осмелюсь предположить, что к этому «приложил руку» и Ю. Гладков, и его соратники. Вот таким был наш посёлок Дзержинского!

В начале семидесятых годов А. Тарковский снимает фильм, показ которого «на широком экране» не был рекомендован Госкино. Несколько просмотров для узкого круга специалистов – это все. Речь идет о культовом фильме «Зеркало». А слухи по Москве идут. Один подбор актеров чего стоит! Терехова, Смоктуновский, Демидова, Янковский, Гринько и другие. Но как его увидеть? И всё­-таки какими­-то невидимыми путями где­-то полуподпольно просмотры проходят. Я не знаю, каким образом, но такой неофициальный просмотр организуется не где­-нибудь, а снова в подмосковном Дзержинском. Может, за этим стоял все тот же Ю. Гладков с его связями и поддержкой друзей? Кстати, перед отъездом из страны в Италию в 1992 году, а затем во Францию прощальный вечер А. Тарковский устраивал на квартире А. Макарова на Кутузовском проспекте, где был и Ю. Гладков. После отъезда режиссера его фильмы долгое время были запрещены для показа.

Фильм показывали в ДК «Энергетик» ТЭЦ-­22. Никаких афиш, объявлений, билетов – ничего похожего. Какие-­то неофициальные приглашения, которые удалось получить счастливчикам. Была огромная толпа людей, приехавших отовсюду, в основном, из Москвы. Я с трудом попал в зал, где люди сидели в проходах на полу.

И снова Дзержинский!

В то время в нашем институте был организован так называемый «Устный журнал», эдакая неформальная структура, призванная организовывать встречи с интересными людьми, коллективами, рассматривать новые направления, в основном в гуманитарной сфере, особенно в литературе, музыкальном творчестве и так далее. Инициаторами были И.М. Кофман, Р.В. Якушкин, И.Н. Венцкевич и М.И. Куль. Встречи проходили, как правило, после работы в городском Доме культуры «Вертикаль». При этом довольно вместительный зал был всегда полон. Программы были интересными и состояли из нескольких «страничек».

Восторг вызывали выступления тогда еще не очень известного Геннадия Хазанова с его «кулинарным техникумом». Откровения М. Жванецкого вызывали бурю эмоций и аплодисментов в зале. Сдержанный юмор А.А. Иванова с его подражаниями современным поэтам также не оставлял равнодушным зрителей.

Большую симпатию вызывало творчество А.А. Дольского – блестящего представителя авторской песни. Все три составляющие этого жанра: музыка, слова, исполнение – были на высоте. И он, ленинградец, приезжал в Москву, как правило, находил время для встреч с «нихтинцами» в г. Дзержинском. Позже он стал очень популярен. Много ездил по стране, за рубеж. Его диски издавались «Мелодией» большими тиражами.

Один из родоначальников отечественного рока А.Б. Градский в начале своего творческого пути дважды побывал в Доме культуры Дзержинского, лично у меня при этом особого восторга не вызывал. Но факт остаётся фактом.

Приезд в город блестящего лектора­-международника ЦК Г.М. Свердлова, сводного брата Председателя ЦИК Я.М. Свердлова, также собирал полный зал слушателей, многие из которых приезжали из Москвы и Люберец.

Такими были культурные будни города Дзержинского.

Главный конструктор направления
ФГУП «ФЦДТ «Союз»
В.Н. Эйхенвальд

Лента новостей

14-09-2021
Новости предприятия
В этом году сотрудники фондово­-экономического отдела предприятия отметили четверть века со дня...
14-09-2021
Новости предприятия
Взрослые в отличие от детей не так расстроятся, если летом из­-за пандемии им не придется отдохнуть на море...
10-09-2021
Новости предприятия
Когда наступает последний рабочий день, и человек покидает родной трудовой коллектив, спустя десятки лет...
10-09-2021
Новости предприятия
24 августа отмечает свой 80­-летний юбилей бывший заместитель генерального директора по...
10-09-2021
Новости предприятия
Пандемия коронавирусной инфекции (COVID­-19) оказывает глубокое воздействие на сферу труда, ведёт к росту...