ФГУП "Федеральный центр
двойных технологий "Союз"

предприятие основано в 1947 году

Россия, 140090, М.О., г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 42
Тел.: (495) 551‑76‑00; Факс: (495) 551‑11‑44
www.fcdt.ru, e-mail: soyuz@fcdt.ru

Новости предприятия

Приближается знаменательная дата – 60­-летний юбилей первого полета в космос гражданина нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. Трудно даже представить, что всего через 16 лет после окончания страшной и разрушительной войны такое событие могло произойти в стране, принявшей на свои плечи всю тяжесть спасения человечества от коричневой чумы.

Легендарное ОКБ­-1, руководимое С.П. Королёвым, осуществив впервые в мире в 1957 году запуск первого искусственного спутника Земли, приступает к подготовке пилотируемого полёта. В качестве ракеты­-носителя используется Р-­7, знаменитая королёвская «семёрка». Ориентируясь на её возможности, проектируется корабль, спускаемый аппарат, система торможения и спуска с орбиты аппарата, парашютная система и другие системы, требуемые для решения этой задачи.

Следует остановиться на таком важном агрегате, задействованном в первом пилотируемом пуске, как тормозная двигательная установка (ТДУ), обеспечивающая спуск с орбиты в заданный момент аппарата с человеком на борту. В качестве базового агрегата была отработана жидкостная тормозная двигательная установка, разработанная КБ под руководством А.И. Исаева. Однако С.П. Королёв, скурпулёзно и с пристрастием относящийся к выводимым в космос агрегатам, с точки зрения их надёжности, принял решение об установке на корабле второй дублирующей ДУ на твёрдом топливе. С предложением о её разработке к моменту запуска первого космонавта на околоземную орбиту он обратился в наш НИИ­-125. И такая тормозная ДУ 11Д82 в составе центрального двигателя и четырёх качающихся рулевых РДТТ была создана с заключением о допуске к полёту. Однако из­-за весовых ограничений на корабль она не устанавливалась, и спуск аппарата на Землю осуществлялся штатной жидкостной ТДУ.

Разработка твёрдотопливной ТДУ проводилась в отделе 2, возглавляемом профессором Ю.А. Победоносцевым. Заряды баллиститного ТРТ основного и рулевых двигателей создавались в лаборатории М.Л. Мунистова ведущим исполнителем В.Ф. Николаевым. Сложный механический привод рулевых качающихся РДТТ разрабатывал молодой специалист, выпускник МАИ, будущий лауреат Ленинской премии СССР А.К. Яницкий.

Разработка уникальной для своего времени ТДУ 11Д82 в стенах нашего института явилась основой для создания плеяды ДУ торможения и спуска с орбиты полезных грузов с обеспечением их посадки в заданный район приземления.

В 60-­е годы прошлого столетия была разработана и сдана в эксплуатацию ТДУ 11Д82М, в которой заряд основного двигателя был изготовлен уже не из баллиститного, а из смесевого ТРТ. Эта установка обеспечила спуск на Землю с околоземной орбиты полезных грузов различного назначения нескольких сотен беспилотных космических аппаратов. К ним относятся аппараты серий «Космос», «Зенит», «Ресурс», «Бион», «Фотон» и ряд других.

Двигатель «870» в течение трёх десятилетий обеспечивал спуск с орбиты полезных грузов специального назначения в заданный район посадки. При спуске полезных грузов с орбиты был разработан и реализован принцип стабилизации полезного груза на траектории с помощью специальных РДТТ. При этом была повышена точность приземления и уменьшен размер «полигона посадки».

В двигателе «712» спуска с орбиты полезного груза заряд был изготовлен в виде тороидальной конструкции, что позволило значительно уменьшить вес спускаемого отсека. Двигатели спуска с орбиты аппаратов были созданы нашим предприятием и в рамках проектов «Марс­-71» и «Марс­-73».

РДТТ возвращаемого на Землю отсека с изготовленными на орбите в условиях невесомости и глубокого вакуума особо чистыми веществами, кристаллами и лекарственными средствами был создан нашим предприятием по заданию КБ «Салют» Центра им. М.В. Хруничева для беспилотного КА «Экспресс».

Разработанная и внедренная нашим предприятием уникальная методология создания РДТТ спуска с орбиты полезных грузов явилась логическим завершением многолетних работ, начало которых было тесно связано с полётом Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 года.

 

В.Н. Эйхенвальд,

главный конструктор

направления, начальник НТО-­2

Лента новостей

30-04-2021
Новости предприятия
16-04-2021
Новости предприятия
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в открытый космос. Это событие стало одной из самых важных...
16-04-2021
Новости предприятия
Приближается знаменательная дата – 60­-летний юбилей первого полета в космос гражданина нашей страны Юрия...
16-04-2021
Новости предприятия
11 октября 2018 года во время полета к Международной космической станции с пилотируемым кораблем «Союз­-МС­-10»...
16-04-2021
Новости предприятия
10 февраля в Дирекции состоялось заседание комиссии по регулированию социально­-трудовых отношений в ФГУП...