ФГУП "Федеральный центр
двойных технологий "Союз"

предприятие основано в 1947 году

Россия, 140090, М.О., г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 42
Тел.: (495) 551‑76‑00; Факс: (495) 551‑11‑44
www.fcdt.ru, e-mail: soyuz@fcdt.ru

Новости предприятия

11 октября 2018 года во время полета к Международной космической станции с пилотируемым кораблем «Союз­-МС­-10» произошла авария ее ракеты­-носителя. Экипаж корабля остался жив благодаря четкой работе системы аварийного спасения, созданной «МКБ «Искра» и «ФЦДТ «Союз».

Как сообщали ведущие информационные агентства страны, за последние 35 лет не было чрезвычайных происшествий с ракетами­-носителями такого типа. Но, произошло. Ракета­-носитель «Союз­-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС­-10» стартовала с первой стартовой площадки Байконура в 11:40 мск. На борту корабля, направлявшегося к Международной космической станции (МКС), находились российский космонавт Алексей Овчинин (командир «Союза МС­-10») и американский астронавт Ник Хейг. Во время полета ракеты произошла авария и сработала система аварийного спасения космонавтов, после чего экипаж перешел в режим баллистического спуска. Экипаж «Союза» благополучно приземлился в степи Казахстана. Ночь космонавты провели под наблюдением врачей в Центральной медсанчасти № 1 ФМБА в городе Байконур, 12 октября их уже доставили в Москву.

Разумеется, эта новость облетела все подразделения ФГУП «ФЦДТ «Союз». И тому были причины. Дело в том, что в спасении космонавтов главную роль сыграла система аварийного спасения (САС), ставшая совместной разработкой ученых­-оборонщиков Москвы и Подмосковья. Мы попросили прокомментировать это событие начальника лаборатории 82 НТО-­2 Евгения Николаевича Лысенко:

– Да, действительно, все мои коллеги чрезвычайно рады, что в спасении человеческих жизней есть весомая заслуга всего коллектива предприятия и наших смежников. Разработчиками этой системы спасения являются: «РКК «Энергия», «МКБ «Искра» и наш ФЦДТ «Союз». В 70­-80-­е годы над этой темой работали ведущие сотрудники нашего предприятия: Роберт Васильевич Якушкин, Виктор Иванович Новошинов, Николай Иванович Митрохин, Владимир Алексеевич Козлов, Валерий Наумович Эйхенвальд и другие. После завершения проектных работ последовала отработка и внедрение этой системы в серийное производство. В дальнейшем существенный вклад в разработку технологии изготовления зарядов, сборки и испытаний двигателей для ДУ САС внесли Андрей Александрович Климов, Аркадий Николаевич Кирпищиков, Михаил Александрович Кондаков, Татьяна Павловна Ключникова и другие. Более тридцати лет стартовали космические корабли и ни разу наши разработки, входящие в ДУ САС, не подводили. Замечу, что подобная система спасения жизни космонавтов действует только на российских ракетах-­носителях.

Что же произошло? Как предварительно объяснили ученые и конструкторы НТО-­2, во время пуска РН на 120­-122 с произошло отключение второй ступени РН. Основная часть ДУ САС на 113-­114 с отделилась в штатном режиме, а высота, необходимая для раскрытия и функционирования парашютной системы, была достаточна для выполнения этой операции. После выдачи аварийной команды произошел запуск второй оставшейся на носителе части ДУ САС – четырех двигателей, расположенных под головным обтекателем. Они отделили головной блок, в состав которого входит спускаемый аппарат (СА) с экипажем, и обеспечили его увод с траектории движения ракетоносителя. Далее произошел спуск СА с помощью парашютной системы и его приземление с помощью шести двигателей мягкой посадки непосредственно перед Землей.

– Не могу не вспомнить еще один случай спасения космонавтов с помощью наших САС,– продолжил рассказ Евгений Николаевич Лысенко,– 26 сентября 1983 года, то есть ровно 35 лет назад, на стартовой площадке №1 космодрома «Байконур», на знаменитом «Гагаринском старте», готовилась к запуску ракета-­носитель «Союз-У» с пилотируемым космическим кораблём «Союз Т­-10». На борту космического корабля находились командир Владимир Георгиевич Титов и бортинженер Геннадий Михайлович Стрекалов. Космонавты должны были стать экипажем третьей основной экспедиции, работающей на долговременной орбитальной станции «Салют­-7». После команды «Пуск» в двигательном отсеке 2­й ступени возникло возгорание, которое сначала было идентифицировано на экранах мониторов командного бункера как начало работы двигателей ракеты­носителя. Начавшийся пожар вызвал повреждение кабелей, передающих данные о функционировании систем ракеты­-носителя. Генерал Алексей Александрович Шумилин и технический руководитель по ракете­-носителю Александр Михайлович Солдатенков, мгновенно оценив ситуацию, прокричали в микрофоны команду «Днестр» для операторов, которые моментально выдали команду на приведение САС в действие. Сработавшие твёрдотопливные двигатели САС отделили головную часть ракетно-­космической системы, содержащую спускаемый аппарат с космонавтами и орбитальный отсек под обтекателем, уведя её вверх и в сторону от горящей ракеты­-носителя. Спустя 2 секунды после отстрела САС со спускаемым аппаратом, объятая пламенем ракета взорвалась. Двигатели САС проработали всего 4 секунды, но за это время космонавты поднялись на высоту 650 метров, испытав перегрузку около 10 единиц, затем по инерции поднялись ещё до высоты 950 метров, где произошёл отстрел спускаемого аппарата от орбитального отсека из­-под обтекателя, которые были уведены двигателями САС в сторону. Затем сработала парашютная система, через 5 минут опустившая спускаемый аппарат в 4 километрах от места аварии. Так Владимир Титов и Геннадий Стрекалов стали первыми в мире космонавтами, жизнь которых была спасена САС. Испытавшие сильную перегрузку, но без последствий для здоровья, они позже вернулись к своей основной деятельности: каждый из космонавтов успешно осуществил по три полёта в космос.

В экспозиции нашего выставочного комплекса сохранилась фотография САС с надписью Геннадия Стрекалова, которую он передал во время посещения НПО «Союз». В ней он сердечно поблагодарил всех его сотрудников за безупречную работу ДУ САС.

Следует отметить, что высокая надежность всех зарядов и воспламенителей, входящих в состав ДУ САС обеспечена постоянно действующей в «Союзе» системой обеспечения качества и надежности всех работ, как на стадии опытно-­конструкторской отработки, так и в процессе их серийного производства.

 

Людмила Михайлова

Статья была опубликована

в ноябрьском номере газеты «Союз» за 2018 год

 

Поздравляем с Всемирным днем авиации и космонавтики!

Желаем высоких и счастливых полетов в жизни, интересных и важных открытий в деятельности, оптимистичного настроения и верных настроев только на победу, идей и покорения новых просторов таинственного космоса вашей жизни!

 

Редакция газеты «Союз»

 

Лента новостей

09-07-2021
Новости предприятия
Недавно отметил свой 75­-летний юбилей начальник отделения 14 Николай Иванович Шишов. А 22 июня в Дирекции...
08-07-2021
Новости предприятия
После смягчения карантинных ограничений, увлеченные туристским потоком, мы компанией отправились в...
08-07-2021
Новости предприятия
Регулярно дважды в год, весной и осенью, в ФГУП «ФЦДТ «Союз» проходят пожарно-­тактические учения на всех...
08-07-2021
Новости предприятия
Ивану Александровичу Алексенскому 2 июня исполнилось 80 лет. Он бодр, счастлив и в день юбилея принимал...
08-07-2021
Новости предприятия
Отмечая большой вклад в развитие промышленности, многолетний добросовестный труд и в связи с...