В далеком 1957 году Вадиму Монахову, а ныне, конечно, Вадиму Федоровичу, исполнилось всего 17 лет, когда он поступил на механический факультет Ивановского химико-технологического института (ИХТИ). Через пять лет Вадим и его курс стали первым в вузе выпуском инженеров-механиков для химических производств. В то время в отношении их даже бытовало выражение «экспериментальный курс». Курс действительно был сложным, его учебная программа выходила далеко за пределы чисто химических производств. Это признавали и педагоги. А один из них – ведущий преподаватель по курсу технологии машиностроения на выпускном вечере даже растроганно произнес: «Не было у нас такого выпуска и, возможно, больше не будет…»
На последнем году обучения Вадим Федорович уже входил в состав инициативной, творческой группы. Ее участники под руководством сотрудников различных кафедр проводили на экспериментальных моделях как теоретические, так и практические научно-технические исследования. При этом значительная часть этих моделей была изготовлена руками самих студентов в механических мастерских института. Дипломная же работа выходила за рамки привычного содержания и представляла собой отчет, материалы которого были использованы как отдельная глава или значительная часть научного труда руководителя диплома.
По окончании института все участники этой группы уже обладали определенным опытом и навыками будущих инженеров-исследователей.
После распределения в почтовый ящик 14 (или НИИ-125, как тогда называлось наше предприятие) Вадим Федорович прошел еще одно серьезное собеседование с заместителем директора предприятия профессором Л.А Смирновым. По итогам встречи замдиректора без колебаний направил нового сотрудника в лабораторию № 29. Тогда в эту лабораторию входили несколько групп конструкторов и технологов, а также опытная химическая мастерская. Лаборатория занималась новой и перспективной в те времена тематикой, связанной с разработкой конструкторской и технологической документации для изготовления зарядов к ракетным двигателям на твердом смесевом топливе.
Времени на раскачку не было, и молодые специалисты, если не брать во внимание записи в их трудовых книжках, по существу превращались в старших инженеров уже за полтора-два года, а в отдельных областях и ещё раньше.
Постепенно увеличивалась номенклатура изделий, расширялся круг предприятий-изготовителей и смежных организаций, повышалась квалификация конструкторов. Одновременно у Вадима Федоровича накапливался опыт работы, приобретались и развивались навыки управления коллективом соратников.
В.Ф. Монахов успешно и достойно прошел все этапы карьерного роста - от старшего инженера до начальника лаборатории и заместителя начальника отдела.
С 1991 года Вадим Федорович, получив назначение на должность начальника лаборатории, осуществлял технический контроль за разработкой и внедрением в производство формующей и технологической оснастки и оборудования для изготовления изделий основного назначения для фаз сборки, распрессовки, бронировки и грузоподъемных операций, важнейшими из которых стали работы по изготовлению изделий к комплексам Т-М и Б-30.
В годы перестройки руководимая им лаборатория активно занималась конверсионными вопросами, в частности, разработкой оборудования для современной линии производства гидростеклоизола, оснащением участка вклейки стекол для новых автомобилей АЗЛК, дорожной техникой, средствами локализации разломов АПЛ «Комсомолец» и другими проблемами. Такие работы позволили сохранить основной творческий потенциал лаборатории.
Под руководством Вадима Федоровича проводились научно-техническое сопровождение изготовления серийных и опытных изделий к системам Т-М, Б-30, «Искандер», «Янтарь» и ряду других, а также работы по совершенствованию технической базы производства в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» и по темам «Дробилка-СМ» и «Металл-М».
В.Ф. Монахов до сих пор остается единственным и уникальным экспертом по разработке формующей оснастки для большинства серийных изделий из СРТТ, является опытным наставником для молодых специалистов и пользуется заслуженным авторитетом в коллективе, на предприятии и заводах отрасли.
Высокий уровень профессионализма Вадима Федоровича неоднократно отмечался в различного рода представлениях по мере его творческого роста до уровня специалиста высокой квалификации.
Плодотворная творческая деятельность В.Ф. Монахова отмечена рядом наград: медалью «За трудовую доблесть», медалью «В память 850-летия Москвы», медалью им. академика Б.П. Жукова, почетными грамотами и знаками Министерства, города и предприятия, ему присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор РФ».
Хотелось бы отметить одно из главных качеств в характере Вадима Федоровича, которого, пожалуй, не встретишь ни в одной формальной служебной характеристике. Речь идет о его необыкновенной Человечности, Человечности с самой большой буквы и в самом высоком смысле этого ёмкого понятия, в котором органически сочетается и скромность, и отзывчивость, и душевная щедрость опытного специалиста, готового дать добрый совет, а если необходимо, то и прийти на помощь.
Занимая высокие административные должности, Вадим Федорович всегда помнил, что он прежде всего высококвалифицированный инженер. Ему не раз приходилось выполнять не только техническую «текучку», но и решать вопросы, возникавшие иногда в далеко не простых ситуациях.
В отделении 10 и сегодня можно привычно услышать от коллег: «…а давай-ка спросим у Монахова!». И спрашивают, вместе с ним анализируют, сопоставляют, думают и в конечном итоге находят правильное решение.
Коллеги по работе признают, что фразу «Я бы с ним в разведку пошел!» можно смело отнести к Вадиму Федоровичу. Ведь так говорят, когда человеку полностью доверяют, когда в нем уверены, что он всегда поможет и скажет правду, какой бы горькой она ни была.