ФГУП "Федеральный центр
двойных технологий "Союз"

предприятие основано в 1947 году

Россия, 140090, М.О., г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 42
Тел.: (495) 551‑76‑00; Факс: (495) 551‑11‑44
www.fcdt.ru, e-mail: soyuz@fcdt.ru

Новости предприятия

11 октября 2018 года во время полета к Международной космической станции с пилотируемым кораблем «Союз-МС-10» произошла авария ракеты-носителя. Экипаж корабля остался жив благодаря четкой работе системы аварийного спасения, созданной РКК «Энергия», МКБ «Искра» и ФЦДТ «Союз».

Как сообщили ведущие информационные агентства страны, за последние 35 лет не было чрезвычайных происшествий с ракетами-носителями такого типа. Но, произошло. Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала с первой стартовой площадки Байконура в 11:40 мск. На борту корабля, направлявшегося к Международной космической станции (МКС), находились российский космонавт Алексей Овчинин (командир "Союза МС-10") и американский астронавт Ник Хейг. Во время полета ракеты произошла авария и сработала система аварийного спасения космонавтов, после чего экипаж перешел в режим баллистического спуска. Экипаж "Союза" благополучно приземлился в степи Казахстана. Ночь космонавты провели под наблюдением врачей в Центральной медсанчасти №1 ФМБА в городе Байконур, 12 октября их уже доставили в Москву.

Разумеется, эта новость облетела все подразделения ФГУП «ФЦДТ «Союз». И тому были причины. Дело в том, что в спасении космонавтов главную роль сыграла система аварийного спасения, сокращенно САС, и это-совместная разработка ученых – оборонщиков Москвы и Подмосковья. Мы попросили прокомментировать событие начальника лаборатории 82 НТО-2 нашего предприятия Евгения Николаевича Лысенко:

 - Да, действительно, все мои коллеги чрезвычайно рады, что в спасении человеческих жизней есть весомая заслуга всего коллектива предприятия и наших смежников. Разработчиками этой системы спасения являются «РКК «Энергия», «МКБ «Искра» и наш ФЦДТ «Союз». В 70 - 80-е годы над этой темой работали ведущие сотрудники нашего предприятия: Роберт Васильевич Якушкин, Виктор Иванович Новошинов, Николай Иванович Митрохин, Владимир Алексеевич Козлов, Валерий Наумович Эйхенвальд и другие. После завершения проектных работ последовала отработка и внедрение этой системы в серийное производство. В дальнейшем существенный вклад в разработку технологии изготовления зарядов, сборки и испытаний двигателей для ДУ САС внесли Андрей Александрович Климов, Аркадий Николаевич Кирпищиков, Михаил Александрович Кондаков, Татьяна Павловна Ключникова и другие. Более тридцати лет стартовали космические корабли и ни разу наши разработки, входящие в ДУ САС, не подводили. Заметим, что подобная система спасения жизни космонавтов действует только на российских ракетоносителях.

Что же произошло с ракетой-носителем? Как предварительно объяснили ученые и конструкторы НТО-2, во время пуска РН на 120-122с (данные будут уточняться после детального анализа телеметрической информации) произошло отключение второй ступени РН. Основная часть ДУ САС на 113-114 с отделилась в штатном режиме, а высота, необходимая для раскрытия и функционирования парашютной системы, была достаточна для выполнения этой операции. После выдачи аварийной команды произошел запуск второй оставшейся на носителе части ДУ САС- четырех двигателей, расположенных под головным обтекателем. Они отделили головной блок, в состав которого входит спускаемый аппарат (СА) с экипажем и обеспечили его увод с траектории движения ракетоносителя. Далее произошел спуск СА с помощью парашютной системы и его приземление с помощью шести двигателей мягкой посадки непосредственно перед Землей.

 - Не могу не вспомнить еще один случай спасения космонавтов с помощью наших САС,- продолжил рассказ Евгений Николаевич Лысенко,- 26 сентября 1983 года, то есть ровно 35 лет назад, на стартовой площадке №1 космодрома «Байконур», на знаменитом «Гагаринском старте», готовилась к запуску ракета-носитель «Союз -У» с пилотируемым космическим кораблём «Союз Т-10». На борту космического корабля находились командир Владимир Георгиевич Титов и бортинженер Геннадий Михайлович Стрекалов. Космонавты должны были стать экипажем третьей основной экспедиции, работающей на долговременной орбитальной станции «Салют-7». После команды «Пуск» в двигательном отсеке 2-й ступени возникло возгорание, которое сначала было идентифицировано на экранах мониторов командного бункера как начало работы двигателей ракеты-носителя. Начавшийся пожар вызвал повреждение кабелей, передающих данные о функционировании систем ракеты-носителя. Генерал Алексей Александрович Шумилин и технический руководитель по ракете-носителю Александр Михайлович Солдатенков, мгновенно оценив ситуацию, прокричали в микрофоны команду «Днестр» для операторов, которые моментально выдали команду на приведение САС в действие. Сработавшие твёрдотопливные двигатели САС отделили головную часть ракетно-космической системы, содержащую спускаемый аппарат с космонавтами и орбитальный отсек под обтекателем, уведя её вверх и в сторону от горящей ракеты-носителя. Спустя 2 секунды после отстрела САС со спускаемым аппаратом, объятая пламенем ракета взорвалась. Двигатели САС проработали всего 4 секунды, но за это время космонавты поднялись на высоту 650 метров, испытав перегрузку около 10-ти единиц, затем по инерции поднялись ещё до высоты 950 метров, где произошёл отстрел спускаемого аппарата от орбитального отсека из-под обтекателя, которые были уведены двигателями САС в сторону. Затем сработала парашютная система, через 5 минут опустившая спускаемый аппарат в 4 километрах от места аварии. Так Владимир Титов и Геннадий Стрекалов стали первыми в мире космонавтами, жизнь которых была спасена САС. Испытавшие сильную перегрузку, но без последствий для здоровья, они позже вернулись к своей основной деятельности: каждый из космонавтов успешно осуществил по три полёта в космос.

В экспозиции нашего выставочного комплекса сохранилась фотография САС с надписью Геннадия Стрекалова, которую он передал во время посещения НПО «Союз». В ней он сердечно поблагодарил всех его сотрудников за безупречную работу ДУ САС.

Следует отметить, что высокая надежность всех зарядов и воспламенителей, входящих в состав ДУ САС обеспечена постоянно действующей в «Союзе» системой обеспечения качества и надежности всех работ, как на стадии опытно -конструкторской отработки, так и в процессе их серийного производства.

Лента новостей

19-11-2018
Новости предприятия
Федеральный центр двойных технологий «Союз» примет участие в 48-й Московской международной выставке...
19-10-2018
Новости предприятия
11 октября 2018 года во время полета к Международной космической станции с пилотируемым кораблем «Союз-МС-10»...
09-10-2018
Новости предприятия
Для многих жителей подмосковного Дзержинского 3 октября остается памятной датой об их первом всенародно...
24-09-2018
Новости предприятия
Корзина ярко красных гвоздик и белоснежных хризантем появилась утром 21 сентября рядом с проходной ФЦДТ...
11-09-2018
Новости предприятия
В жизни многих дзержинских предприятий День города является не только праздником его жителей, но и...