ФГУП "Федеральный центр
двойных технологий "Союз"

предприятие основано в 1947 году

Россия, 140090, М.О., г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 42
Тел.: (495) 551‑76‑00; Факс: (495) 551‑11‑44
www.fcdt.ru, e-mail: soyuz@fcdt.ru

История предприятия

В этот период на предприятии интенсивно проводились научно-технические работы по созданию новых РТТ, твердотопливных зарядов, полимерных композиционных материалов и технологий их изготовления.

Разработаны высокоэнергетические и специальные СРТТ, в том числе:

  • топлива для зарядов, эксплуатируемых в широком температурном диапазоне (±50°С);
  • безметалльные топлива для газогенераторов и пороховых аккумуляторов давления;
  • топлива с широким диапазоном регулирования скорости горения, перерабатываемые как по методу свободного литья, так и литья под давлением и используемые для изготовления вкладных и прочноскрепленных зарядов.

Разработаны новые энергоемкие СРТТ второго поколения на основе бутадиенового каучука и мощных взрывчатых веществ (МВВ) из класса циклических нитраминов – гексогена, а в последующем – октогена. Эти топлива до настоящего времени не имеют мировых и отечественных аналогов по наполнению твердой фазой (содержание наполнителей превышает 90 % масс.). Высокая степень наполнения в сочетании с наличием в топливах МВВ позволила обеспечить достижение высоких энерго-массовых характеристик при реализации требуемых эксплуатационных свойств: технологических, физико-механических, баллистических, а также взрывобезопасности и длительных сроков служебной пригодности.

Разработаны методы физического и математического моделирования процессов, протекающих в изделиях из РТТ при их хранении. Положено начало целенаправленным исследованиям в обоснование длительных гарантийных сроков эксплуатации изделий.

В топливах третьего и четвертого поколений впервые применены энергоемкий экологически чистый окислитель АДНА и принципиально новое высокоэффективное горючее – гидрид алюминия. По уровню энергетических характеристик данные топлива до настоящего времени не имеют мировых аналогов.

Проведены фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования процесса агломерации и диспергирования конденсированной фазы при горении металлизированных ракетных твердых топлив и разработаны пути повышения эффективности использования металлического горючего в различных системах ракетной техники.

Разработана и внедрена на заводах отрасли высокопроизводительная технология переработки высокоэнергетических топлив, содержащих мощные взрывчатые вещества, методом свободного литья с разделением взрывоопасных фаз производства на основе передвижных смесительных комплексов. Созданные в «Союзе» промышленные технологии производства смесевых твердых топлив внедрены на Павлоградском химзаводе, Каменском химкомбинате, заводе «Заря Востока».

Создана уникальная технология производства крупнгогабаритных прочноскрепленных с корпусом ДУ зарядов, изготавливаемых из различных по химическому составу, уровню внутрибаллистических и термодинамических показателей СРТТ, которая обеспечивает получение заданных массовых, геометрических и энергобаллистических характеристик ДУ с зарядами составной конструкции.

В ФЦДТ «Союз» создано новое производство нитроглицерина и ряда других нитроэфиров с малой единовременной загрузкой, системой автоматического управления, обеспечивающих безопасное ведение процесса.

Разработаны корпуса ДУ маршевых ступеней из полимерных композиционных материалов с удельной прочностью, превышающей аналогичный показатель лучших сталей в 3–4 раза.

Созданы и внедре­ны высокомеханизи­рованные промышлен­ные технологические процессы изготовления высокопрочных стеклопластиковых корпусов и других элементов РДТТ для широкого класса ракет.

Сдан в эксплуатацию заряд высокоэнергетического смесевого РТТ для стартового двигателя зенитного ракетного комплекса «Куб», принятого на вооружение войск ПВО.

Для маршевых РДТТ к подвижному грунтовому ракетному комплексу стратегического назначения «Темп-2С» разработаны конструкции зарядов, прочноскрепленных с корпусом двигателя из композиционных материалов. Создано низкотемпературное топливо и заряды на его основе, позволившие реализовать метод управления вектором тяги за счет вдува продуктов сгорания в закритическую часть сопла.

Разработаны заряды из смесевого твердого топлива маршевых двигательных установок ракетных комплексов «Точка», «Точка-У» и армейского оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока», принятых на вооружение Сухопутных войск.

Для осуществления старта ракеты «Темп-2С» из транспортно-пускового контейнера впервые разработан пороховой аккумулятор давления (ПАД) минометного старта.

Для подводного старта баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) комплекса «Тайфун» создан ПАД повышенной мощности. ФГУП «ФЦДТ «Союз» также разработаны ПАДы старта для твердотопливных стратегических ракет РВСН, в том числе заряды ПАД для жидкостных ракет.

 

Применение минометного старта явилось принципиально новым достижением в ракетостроении.

Сданы в эксплуатацию заряды для РДТТ маршевых ступеней, двигателей специального назначения и двигателя боевой ступени БРСД «Пионер», «Пионер-УТТХ» с разделяющимися боевыми блоками.

Осуществлена разработка и обеспечен выпуск зарядов, корпусов маршевых двигательных установок, а также двигателей специального назначения подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь». Создан заряд маршевой ступени принципиально новой составной конструкции. Для МБР «Тополь» применена минометная схема старта с одним унифицированным ПАД и ПАД ускоренного подъема транспортно-пускового контейнера (ТПК) в вертикальное положение.

Выполнены фундаментальные исследования и разработаны научные и инженерные основы создания твердотопливных установок на новых физических принципах по прямому преобразованию химической энергии топлив в электрическую и когерентную световую. На базе специальных твердых топлив созданы геофизические мощные импульсные магнитогидродинамические (МГД) - генераторы.

Завершена отработка и сдана в эксплуатацию большая серия твердотопливных зарядов из смесевых и баллиститных ракетных топлив:

  • для РВСН – к маршевым двигателям и двигателям специального назначения ракет шахтного 15Ж60 и железнодорожного 15Ж61 базирования;
  • к двигателям специального назначения стратегических комплексов с жидкостными ракетами межконтинентальной дальности 15А14, 15А15, 15А18, 15А20, 15А30, 15А35;
  • для ВМФ – к маршевому двигателю третьей ступени БРПЛ комплекса «Тайфун»; к ускорителям, стартовым агрегатам и двигателям специального назначения крылатых ракет «Термит», «Рубеж», «Малахит», «Гранит», «Базальт», «Метеорит-М», «Прогресс»;
  • к маршевым двигателям РСЗО «Дамба» и «Дождь», комплексов противолодочной и противо-торпедной защиты «Ливень», «Удав», стартово-маршевому двигателю, газогенератору наддува каверны подводной скоростной торпеды «Шквал», к стартовому двигателю зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан», к стартовому ПАД сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс»;
  • для ВВС – к стартовому ускорителю самолета Су-7Б, к двигателям управляемых авиационных ракет Х-58, Х-59; к стартовому двигателю и двигателю мягкой посадки беспилотного летательного аппарата «Рейс», к ПАД авиабомбы «БЕТАБ-500»;
  • для Сухопутных войск – к маршевому двигателю противотанковой управляемой ракеты комплекса «Штурм-С», к двигателям активно-реактивных снарядов (АРС) «Переплетчик», «Крен‑2», «Баклан», «Ель-2», «Буревестник-2», корректируемому снаряду «Сантиметр», управляемому артиллерийскому снаряду «Краснополь», активно-реактивным минам «Роза», «Фата», «Смола», корректируемой мине «Смельчак», РСЗО «Град-1», «Прима», «Ураган», «Карантин». Кроме того, разработаны заряды ПАД двигателя угловой стабилизации РСЗО «Смерч», к маршевому двигателю огнеметной системы ТОС-1, маршевому двигателю зенитной ракеты зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска» (ЗПРК);

  • для космических объектов – заряды БРТТ к спускаемому аппарату автоматической межпланетной станции «Марс», для двигателей специального назначения к орбитальным пилотируемым космическим станциям «Салют» и «Алмаз», к беспилотному космическому аппарату «Прогресс», к системам аварийного спасения и мягкой посадки второго поколения пилотируемых космических кораблей «Союз-Т» и «Союз-ТМ», к системе аварийного катапультирования экипажа и посадки орбитального корабля системы «Буран», к двигателю торможения спускаемых капсул космического аппарата «Орлец», к маршевому двигателю и двигателям специального назначения аппаратов межорбитального маневрирования «УС-А» и «УС-АМ»; заряды БРТТ и СРТТ для двигателей торможения и спуска с орбиты возвращаемых аппаратов комплекса «Янтарь».
 

Успешная работа твердотопливной двигательной установки системы аварийного спасения экипажа космического аппарата в условиях аварийной ситуации на старте ракеты-носителя 7КСТ в 1983 г. обеспечила отделение и спуск спускаемого аппарата с космонавтами Г.М. Стрекаловым и В.Н. Титовым в безопасном районе.

Лента новостей

18-04-2017
Новости предприятия
11 апреля 2017 года состоялась ежегодная Конференция ПАО «Газпромнефть» по пожарной безопасности; мероприятие...
13-04-2017
Новости предприятия
Назначенный в марте директором департамента промышленности обычных вооружений, спецхимии и боеприпасов...
06-04-2017
Новости предприятия
В апреле в ФЦДТ «Союз» дан старт месячнику по благоустройству и санитарной очистке территорий предприятия....
29-03-2017
Новости предприятия
21-24 марта в Экспоцентре на Красной Пресне предприятие представило свою гражданскую продукцию – средства и...
21-03-2017
Новости предприятия
10-11 марта этого года в Москве в Гостином дворе состоялась 45-я международная Московская профориентационная...